Как работает система видеофиксации нарушений в Москве
Что происходит после того, как видеокамера засекла машину, мчащуюся по городу на 200 км/ч? В поисках ответа мы узнали, что «почти полностью» автоматизированная система не выпишет ни одного штрафа без помощи человека. И что самих гаишников за одно нарушение наказывают дважды.
Лет десять назад на всю Москву было всего 8 «пэкаэсов» — комплексов фиксации ПКС-4. Висели они исключительно на МКАДе — в местах, которые были всем известны. Сейчас столица может похвастаться целой сетью дорожных камер, каждая из которых отсылает «письма счастья». Сейчас их 600, а к концу года станет 800.
Где же находится «мозговой центр», управляющий «армией» камер? Не иначе как в подземном бункере, местоположение которого засекречено? Однако сотрудники ГИБДД, встретившие нас у здания Главного управления (а оно находится в центре Москвы — на Садово-Самотечной улице, одном из сегментов Садового кольца), не спешат завязать журналистам глаза или сажать в фургон без окон. Нам всего-то надо подняться на третий этаж хорошо знакомого москвичам дома. Но там посетителей наверняка ждут бронированые двери и люди в форме, перебрасывающиеся понятными только им самим кодовыми словами? Нет, на деле Центр фото- и видеофиксации ГИБДД Москвы гораздо «дружелюбнее». И никаких военно-стратегических ассоциаций не вызывает.
Всегодня помещение насчитывает три комнаты (50 рабочих мест с компьютерами). В каждой комнате примерно по 20 человек. Все они — гражданские лица в обычной одежде, работники Центра обеспечения безопасности дорожного движения при правительстве Москвы.
Дверь центра действительно железная, но за ней — обычные офисные интерьеры: столы и компьютеры, за которыми сидят главным образом женщины. И отнюдь не в форме — многие одеты весьма ярко, по-летнему. Дело в том, что большинство сотрудников центра — люди не просто гражданские, а еще и молодые — учащиеся московских вузов. Их ищет и принимает на работу не столичное управление ГИБДД, а еще один центр — Центр обеспечения безопасности дорожного движения (ЦОБДД). Все техники перед приходом на работу проходят обучение. «Мы смотрим на адекватность человека, с учетом того, чем он будет заниматься. Обязательное условие – идеальное знание значков и символов, марок и моделей автомобилей. А также образование – либо высшее, либо учащиеся. Техническое образование иметь не обязательно», — рассказал начальник управления обеспечения фото- видеофиксации ЦОДД Сергей Лебедев. На этих словах начальник повернулся к одному из техников, парню двадцати лет — и устроил ему проверку с вопросами, которые нередко задают маленьким детям на прогулке: «А это что за машина? А это?». И если легковые автомобили.
Кстати, и сами камеры находятся на балансе центра. То есть за адекватную работу камер, их своевременное обслуживание и ремонт отвечают вовсе не гаишники. Последние только юридически устанавливают лимиты скорости для каждого устройства. Ремонтировать, кстати, есть что. По данным полиции, камеры время от времени становятся объектом вандализма и даже предметом кражи. А в Подмосковье недавно чуть ли вся система видеофиксации пала жертвой компьютерного вируса. «Здоровыми» остались только полтора десятка устройств, которые… в процессе установки не были подключены даже к электросети.
Впрочем, бывают и ошибки «в пользу казино». Не так давно неправильно настроенная камера на Волгоградском проспекте вдруг начала «наказывать» водителей за езду быстрее 60 км/ч — хотя на контролируемом ею участке знаки разрешали разгоняться до 80 км/ч. Камере (и настраивавшему ее специалисту — кстати, настройка осуществляется дистанционно, но уже из другого московского здания) «вправили мозги», а часть штрафов переквалифицировали. Нарушение же в любом случае было, просто сумма штрафа должна быть меньше. Дело в том, что столичные камеры негласно имеют определенный лимит — в городе, где скорость установлена не более 60 км/ч устройства начинают штрафовать только после отметки в 80. Небольшая и уже давно известная фора для водителей, оказалось, совсем не миф.
По словам сотрудников ГИБДД, грязные номера камеры тоже считывают. Проблемы могут возникать с некоторыми буквами. Порой устройство не может выбрать между «Р» и «В» или путает «О» и «С». Тогда системе снова помогают люди.
Та часть центра, которую нам показали — размером с небольшое кафе с тремя залами. Кроме пяти десятков гражданских, с камерами работают несколько сотрудников ГИБДД (они сидят в отдельных комнатах, куда нам уже не разрешили заглянуть). У тех, кто верит во всесилие современной техники, такие цифры могут вызвать недоумение: куда им столько? Ведь работа наверняка ведется в автоматическом режиме: распознают номера нарушителей, выписывают штрафы и создают «письма счастья» какие-нибудь невероятно умные машины, для обслуживания которых должно хватить пары техников… Или нет?
Конечно, компьютеры выполняют львиную долю работы. Но по словам подполковника полиции, заместителя начальника центра видеофиксации Алексея Зимина, система автоматизирована «почти полностью». На практике это значит, что ни одно нарушение не может быть обработано без участия человека. 50 компьютеров, примерно 150 человек и четыре смены по 12 часов — 24 часа в сутки. Именно так под управлением человека работает каждая камера.
Принтер пачками печатает постановления и квитанции на оплату. После этого бумаги пакуются в конверты (с помощью специальных машин) и отправляются на «Почту России». Впрочем, большую часть штрафов почтовики печатают сами — с серверов ГИБДД к ним приходит постановление с электронной подписью.
В момент, когда несознательный автомобилист превышает скорость в поле зрения камеры, та фиксирует событие, распознает номера автомобиля и передает информацию на сервер ГИБДД. Система в автоматическом режиме находит по базе владельца машины — и в большинстве случаев сотруднице центра фиксации (той самой по-летнему одетой девушке) достаточно одним кликом подтвердить, что система все сделала правильно. Подтвердить-то девушки могут, а вот наказывать, будучи гражданскими лицами, права не имеют. Квалифицируют действия водителя как нарушение и выносят постановление о наказании сотрудники ГИБДД в упомянутых выше «тайных» комнатах. Каждое постановление заверяется цифровой подписью и отправляется на сервер. Теперь его можно распечатать, потом запечатать в конверт — и доверить «Почте России».
После этого остается отследить, оплатил ли нарушитель выписанный ему штраф. Сейчас россиянам дается 10 дней для обжалования нарушения и 60 дней, чтобы оплатить штраф. Если в установленный срок на банковские счета ГИБДД деньги не поступили, гаишники «умывают руки» и за дальнейшей судьбой несознательного гражданина не следят — за дело берется (в теории — ибо о мелких штрафах нередко в итоге «забывают») служба судебных приставов.
Единственное, что камера делает сама, — отсеивает в корзину безнадежные варианты, но об этом чуть ниже.
Стационарные камеры фиксируют только четыре типа нарушений, причем два из них среднестатистический автолюбитель вряд ли когда-нибудь совершит — речь идет о появлении грузового транспорта в закрытых для них зонах. Остается только превышение скорости и выезд на выделенную полосу для общественного транспорта. А вот неправильная парковка на виду у камеры ничем не грозит — если, конечно, поблизости не окажется инспектора и автомобиля, оснащенного «парконом» или «паркрайдом» (мобильным комплексом фиксации). Кстати, данные с этих устройств приходят в тот же центр, где нам удалось побывать. Сейчас по Москве курсируют 100 автомобилей с мобильными камерами. Покидать машину техники ЦОДД не имеют права, поэтому любители заклеить номер бумагой часто, но не всегда остаются безнаказанными. Иногда номер залеплен не весь, а лишь одна-две буквы. В такой ситуации по марке, модели и остальным буквам и цифрам техники еще могут распознать нарушителя автомобиль.
Почти все камеры запрограмированы штрафовать автомобили за нарушение скоростного режима. Но в ближайшее время на камеры возложат и другие «обязанности».
Скоро сотрудники ЦОДД смогут сами штрафовать водителей за парковку. Однако данный документ еще окончательно не утвержден и в центре опасаются говорить о том, какие именно функции наложат на техников. Кроем того, в скором времени камеры смогут «видеть» и новые нарушения — проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу и перекресток (за которым образовался затор). «Это должно повлиять на пробки, — говорят в ГИБДД. — Все 600 камер также работают на розыскную составляющую. Отделение розыска со всеми камерами работает онлайн. По документам, по ДТП, владелец в розыске – все это онлайн отслеживается».
Камера видит все — а понять, что увидела, может не всегда. Часто одну-две буквы или цифры номерного знака система не распознает — к примеру, из-за налипшей на номер грязи. Тогда работник Центра помогает системе — пытается найти нарушителя по совпадению известных цифр и букв с моделью машины. Если таких совпадений не найдено, штраф не выписывается. Но на практике грязный номер или нечитаемая буква помогают нарушителям уйти от ответственности чрезвычайно редко. Окончательное решение, что делать с тем или иным нарушением, принимает оператор. Нечитаемые номера сотрудники не рассматривают. За выезд на выделенную полосу не штрафуются маршрутки, хотя номерные знаки у них обычного образца и многие могут перевозить пассажиров нелегально.
Бывают спорные моменты. Когда, например, чтобы заехать на парковку на тротуаре, автомобиль пересекает выделенную полосу. В последнее время много разговоров о том, что камеры «штрафуют» в центре Москвы «попавшие под раздачу» пикапы. Как рассказали сотрудники ЦОДД, техники передают всю информацию инспекторам ГИБДД, которые уже вправе выписать штраф или «помиловать».
Сейчас в ГИБДД пытаются научить камеры распознавать иностранные номерные знаки. Точнее, камеры уже это делают, но базы данных по машинам и водителям нет — поэтому зафиксированные нарушения отправляются в корзину. Штрафовать зарубежных нарушителей хотят при выезде из страны, на таможне. Именно туда ГИБДД будет передавать информацию о, например, превысившем скоростной режим BMW на литовских номерах. Впрочем, как уже раньше выяснялось, многие владельцы «литовских» машин из России выезжать не собираются, катаются, нарушают — и заслуженной кары не боятся.
В корзину отправляются и совсем безнадежные варианты, когда номера попросту не видно или солнечные блики не дают технике возможность его считать. Но это не все. Содержимое корзины после повторно проверяют сотрудники ГИБДД — человеческий глаз порой способен увидеть то, что пропустил «большой брат». Туда же, в корзину, сыпятся для повторной проверки номерные знаки, не опознанные даже техниками ЦОДД. Например, если система не находит данных о владельце или нет адреса проживания водителя, на чье имя зарегистрирована машина. Дальше проверку ведут инспекторы ГИБДД, в распоряжении которых есть расширенные базы.
Полицейские, которые ищут украденные машины или нарушителей, покинувших место ДТП, могут в онлайн режиме отсматривать изображение с камер. Но в автоматическом режиме «вычислить» объявленных в розыск система не может. Для этого фотографировать все машины подряд (сейчас — только нарушителей) и обрабатывать все эти изображения на гораздо более мощных компьютерах.
Как говорят сотрудники центра, в базе нет данных о «привилегированности» машин и должностях водителей, которых они штрафуют. Поэтому часто «письма счастья» приходят и тем, кто работает в центре. Мало того, сотрудники ГИБДД каждый месяц проверяются на наличие неоплаченных штрафов отделом кадров. Если на ком-то числится штраф, то мало оплатить его в кратчайшие сроки — определенная сумма будет еще и вычтена из зарплаты! То есть гаишников за одно и то же нарушение штрафуют дважды!
По материалам: Auto.Vesti.ru
Лет десять назад на всю Москву было всего 8 «пэкаэсов» — комплексов фиксации ПКС-4. Висели они исключительно на МКАДе — в местах, которые были всем известны. Сейчас столица может похвастаться целой сетью дорожных камер, каждая из которых отсылает «письма счастья». Сейчас их 600, а к концу года станет 800.
Где же находится «мозговой центр», управляющий «армией» камер? Не иначе как в подземном бункере, местоположение которого засекречено? Однако сотрудники ГИБДД, встретившие нас у здания Главного управления (а оно находится в центре Москвы — на Садово-Самотечной улице, одном из сегментов Садового кольца), не спешат завязать журналистам глаза или сажать в фургон без окон. Нам всего-то надо подняться на третий этаж хорошо знакомого москвичам дома. Но там посетителей наверняка ждут бронированые двери и люди в форме, перебрасывающиеся понятными только им самим кодовыми словами? Нет, на деле Центр фото- и видеофиксации ГИБДД Москвы гораздо «дружелюбнее». И никаких военно-стратегических ассоциаций не вызывает.
Всегодня помещение насчитывает три комнаты (50 рабочих мест с компьютерами). В каждой комнате примерно по 20 человек. Все они — гражданские лица в обычной одежде, работники Центра обеспечения безопасности дорожного движения при правительстве Москвы.
Кто здесь
Дверь центра действительно железная, но за ней — обычные офисные интерьеры: столы и компьютеры, за которыми сидят главным образом женщины. И отнюдь не в форме — многие одеты весьма ярко, по-летнему. Дело в том, что большинство сотрудников центра — люди не просто гражданские, а еще и молодые — учащиеся московских вузов. Их ищет и принимает на работу не столичное управление ГИБДД, а еще один центр — Центр обеспечения безопасности дорожного движения (ЦОБДД). Все техники перед приходом на работу проходят обучение. «Мы смотрим на адекватность человека, с учетом того, чем он будет заниматься. Обязательное условие – идеальное знание значков и символов, марок и моделей автомобилей. А также образование – либо высшее, либо учащиеся. Техническое образование иметь не обязательно», — рассказал начальник управления обеспечения фото- видеофиксации ЦОДД Сергей Лебедев. На этих словах начальник повернулся к одному из техников, парню двадцати лет — и устроил ему проверку с вопросами, которые нередко задают маленьким детям на прогулке: «А это что за машина? А это?». И если легковые автомобили.
Кстати, и сами камеры находятся на балансе центра. То есть за адекватную работу камер, их своевременное обслуживание и ремонт отвечают вовсе не гаишники. Последние только юридически устанавливают лимиты скорости для каждого устройства. Ремонтировать, кстати, есть что. По данным полиции, камеры время от времени становятся объектом вандализма и даже предметом кражи. А в Подмосковье недавно чуть ли вся система видеофиксации пала жертвой компьютерного вируса. «Здоровыми» остались только полтора десятка устройств, которые… в процессе установки не были подключены даже к электросети.
Впрочем, бывают и ошибки «в пользу казино». Не так давно неправильно настроенная камера на Волгоградском проспекте вдруг начала «наказывать» водителей за езду быстрее 60 км/ч — хотя на контролируемом ею участке знаки разрешали разгоняться до 80 км/ч. Камере (и настраивавшему ее специалисту — кстати, настройка осуществляется дистанционно, но уже из другого московского здания) «вправили мозги», а часть штрафов переквалифицировали. Нарушение же в любом случае было, просто сумма штрафа должна быть меньше. Дело в том, что столичные камеры негласно имеют определенный лимит — в городе, где скорость установлена не более 60 км/ч устройства начинают штрафовать только после отметки в 80. Небольшая и уже давно известная фора для водителей, оказалось, совсем не миф.
По словам сотрудников ГИБДД, грязные номера камеры тоже считывают. Проблемы могут возникать с некоторыми буквами. Порой устройство не может выбрать между «Р» и «В» или путает «О» и «С». Тогда системе снова помогают люди.
Та часть центра, которую нам показали — размером с небольшое кафе с тремя залами. Кроме пяти десятков гражданских, с камерами работают несколько сотрудников ГИБДД (они сидят в отдельных комнатах, куда нам уже не разрешили заглянуть). У тех, кто верит во всесилие современной техники, такие цифры могут вызвать недоумение: куда им столько? Ведь работа наверняка ведется в автоматическом режиме: распознают номера нарушителей, выписывают штрафы и создают «письма счастья» какие-нибудь невероятно умные машины, для обслуживания которых должно хватить пары техников… Или нет?
Как все работает
Конечно, компьютеры выполняют львиную долю работы. Но по словам подполковника полиции, заместителя начальника центра видеофиксации Алексея Зимина, система автоматизирована «почти полностью». На практике это значит, что ни одно нарушение не может быть обработано без участия человека. 50 компьютеров, примерно 150 человек и четыре смены по 12 часов — 24 часа в сутки. Именно так под управлением человека работает каждая камера.
Принтер пачками печатает постановления и квитанции на оплату. После этого бумаги пакуются в конверты (с помощью специальных машин) и отправляются на «Почту России». Впрочем, большую часть штрафов почтовики печатают сами — с серверов ГИБДД к ним приходит постановление с электронной подписью.
В момент, когда несознательный автомобилист превышает скорость в поле зрения камеры, та фиксирует событие, распознает номера автомобиля и передает информацию на сервер ГИБДД. Система в автоматическом режиме находит по базе владельца машины — и в большинстве случаев сотруднице центра фиксации (той самой по-летнему одетой девушке) достаточно одним кликом подтвердить, что система все сделала правильно. Подтвердить-то девушки могут, а вот наказывать, будучи гражданскими лицами, права не имеют. Квалифицируют действия водителя как нарушение и выносят постановление о наказании сотрудники ГИБДД в упомянутых выше «тайных» комнатах. Каждое постановление заверяется цифровой подписью и отправляется на сервер. Теперь его можно распечатать, потом запечатать в конверт — и доверить «Почте России».
После этого остается отследить, оплатил ли нарушитель выписанный ему штраф. Сейчас россиянам дается 10 дней для обжалования нарушения и 60 дней, чтобы оплатить штраф. Если в установленный срок на банковские счета ГИБДД деньги не поступили, гаишники «умывают руки» и за дальнейшей судьбой несознательного гражданина не следят — за дело берется (в теории — ибо о мелких штрафах нередко в итоге «забывают») служба судебных приставов.
Единственное, что камера делает сама, — отсеивает в корзину безнадежные варианты, но об этом чуть ниже.
За что наказывают
Стационарные камеры фиксируют только четыре типа нарушений, причем два из них среднестатистический автолюбитель вряд ли когда-нибудь совершит — речь идет о появлении грузового транспорта в закрытых для них зонах. Остается только превышение скорости и выезд на выделенную полосу для общественного транспорта. А вот неправильная парковка на виду у камеры ничем не грозит — если, конечно, поблизости не окажется инспектора и автомобиля, оснащенного «парконом» или «паркрайдом» (мобильным комплексом фиксации). Кстати, данные с этих устройств приходят в тот же центр, где нам удалось побывать. Сейчас по Москве курсируют 100 автомобилей с мобильными камерами. Покидать машину техники ЦОДД не имеют права, поэтому любители заклеить номер бумагой часто, но не всегда остаются безнаказанными. Иногда номер залеплен не весь, а лишь одна-две буквы. В такой ситуации по марке, модели и остальным буквам и цифрам техники еще могут распознать нарушителя автомобиль.
Почти все камеры запрограмированы штрафовать автомобили за нарушение скоростного режима. Но в ближайшее время на камеры возложат и другие «обязанности».
Скоро сотрудники ЦОДД смогут сами штрафовать водителей за парковку. Однако данный документ еще окончательно не утвержден и в центре опасаются говорить о том, какие именно функции наложат на техников. Кроем того, в скором времени камеры смогут «видеть» и новые нарушения — проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу и перекресток (за которым образовался затор). «Это должно повлиять на пробки, — говорят в ГИБДД. — Все 600 камер также работают на розыскную составляющую. Отделение розыска со всеми камерами работает онлайн. По документам, по ДТП, владелец в розыске – все это онлайн отслеживается».
Когда не все ясно
Камера видит все — а понять, что увидела, может не всегда. Часто одну-две буквы или цифры номерного знака система не распознает — к примеру, из-за налипшей на номер грязи. Тогда работник Центра помогает системе — пытается найти нарушителя по совпадению известных цифр и букв с моделью машины. Если таких совпадений не найдено, штраф не выписывается. Но на практике грязный номер или нечитаемая буква помогают нарушителям уйти от ответственности чрезвычайно редко. Окончательное решение, что делать с тем или иным нарушением, принимает оператор. Нечитаемые номера сотрудники не рассматривают. За выезд на выделенную полосу не штрафуются маршрутки, хотя номерные знаки у них обычного образца и многие могут перевозить пассажиров нелегально.
Бывают спорные моменты. Когда, например, чтобы заехать на парковку на тротуаре, автомобиль пересекает выделенную полосу. В последнее время много разговоров о том, что камеры «штрафуют» в центре Москвы «попавшие под раздачу» пикапы. Как рассказали сотрудники ЦОДД, техники передают всю информацию инспекторам ГИБДД, которые уже вправе выписать штраф или «помиловать».
Сейчас в ГИБДД пытаются научить камеры распознавать иностранные номерные знаки. Точнее, камеры уже это делают, но базы данных по машинам и водителям нет — поэтому зафиксированные нарушения отправляются в корзину. Штрафовать зарубежных нарушителей хотят при выезде из страны, на таможне. Именно туда ГИБДД будет передавать информацию о, например, превысившем скоростной режим BMW на литовских номерах. Впрочем, как уже раньше выяснялось, многие владельцы «литовских» машин из России выезжать не собираются, катаются, нарушают — и заслуженной кары не боятся.
В корзину отправляются и совсем безнадежные варианты, когда номера попросту не видно или солнечные блики не дают технике возможность его считать. Но это не все. Содержимое корзины после повторно проверяют сотрудники ГИБДД — человеческий глаз порой способен увидеть то, что пропустил «большой брат». Туда же, в корзину, сыпятся для повторной проверки номерные знаки, не опознанные даже техниками ЦОДД. Например, если система не находит данных о владельце или нет адреса проживания водителя, на чье имя зарегистрирована машина. Дальше проверку ведут инспекторы ГИБДД, в распоряжении которых есть расширенные базы.
Полицейские, которые ищут украденные машины или нарушителей, покинувших место ДТП, могут в онлайн режиме отсматривать изображение с камер. Но в автоматическом режиме «вычислить» объявленных в розыск система не может. Для этого фотографировать все машины подряд (сейчас — только нарушителей) и обрабатывать все эти изображения на гораздо более мощных компьютерах.
Как говорят сотрудники центра, в базе нет данных о «привилегированности» машин и должностях водителей, которых они штрафуют. Поэтому часто «письма счастья» приходят и тем, кто работает в центре. Мало того, сотрудники ГИБДД каждый месяц проверяются на наличие неоплаченных штрафов отделом кадров. Если на ком-то числится штраф, то мало оплатить его в кратчайшие сроки — определенная сумма будет еще и вычтена из зарплаты! То есть гаишников за одно и то же нарушение штрафуют дважды!
По материалам: Auto.Vesti.ru
- 0
- просмотров: 2614
- 15 мая 2013, 22:37
- admin
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть